22 мая в сквере им. 225-летия освоения казаками Кубанских земель благочинным Староминского округа церквей протоиереем Алексием Самойленко была отслужена панихида в память о массовом расстреле жителей станицы в годы гражданской войны. 22 мая 1922 года — скорбная дата в истории Станицы Староминской. В истории станицы до сих пор немало «белых пятен». Но жители, сохранили память о событиях и людях, подвергшихся репрессиям в годы Гражданской войны и установления власти большевиков. Одна из таких трагических страниц – массовый расстрел заложников из числа мирных жителей в мае 1922 года. По данным Ейского отдела ВЧК, только в первом полугодии 1922 года в Староминской волости были арестованы и расстреляны 90 жителей, из числа тех, кого власть называла «бандитами», 443 человека из тех, кого власть называла «укрыватели» и «пособники», и 143 заложника. Последними назвали обычных сельчан, родных и близких воинов, которые противостояли с оружием в руках Советской власти. Заложники, более 300 человек были схвачены без суда и следствия
При этом предварительно широко было объявлено о том, что, если бандиты из числа зажиточных казаков не сдадутся в течении 48 часов, будут расстреляны первые 25 человек. Если упорные казаки и после этого не сложат оружие — то через 24 часа еще 50 человек расстреляют.
22 мая после полудня была публично расстреляна первая группа заложников. В числе арестованных, был священник Свято-Покровской церкви протоиерей Петр Кудрявцев. Как свидетельствует людская молва, когда его расстреливали, он успел прочитать молитву и благословить крестным знамением стоящих у рва казаков в белых исподних рубахах, а заодно и тех, что строчили по ним из пулемета. Пуля сразила его одним из первых, но он не свалился подкошенным колосом в ров, а только стал на колени перед стрелявшими
Но и после этого никто из состава мятежных отрядов, противостоящих «красным», оружия не сложил. И множа людское горе расстрелы продолжались. До сих неизвестно точное число безвинно убиенных в эти дни мая 1922 года станичников. Их хоронили в общих могилах, без именных табличек. Согласно данным Староминского архива, только через год расстрелянных заложников записали в церковных метрических книгах в статусе «умерших». Даты их гибели указаны, видимо, точно: 22 мая, 25 мая, 3 июня и в последующие дни 1922 года.
В сведениях архива в числе расстрелянных – множество исконно староминских казачьих фамилий: Баштовой, Швец, Скидан, Кононенко, Петренко, Карлаш, Старченко, Децына, Скубак, Муха, Волошко, Гавриш, Цыгикало и многие другие имена и фамилии староминчан. В основном это были мужчины-хлебопашцы в возрасте от 20 до 60 лет. Но в архивных документах в числе расстрелянных встречаются и имена казачек-домохозяек.
22 мая 2022, спустя ровно 100 лет после тех трагических событий, на этом месте открыта часовня в память о событиях и людях, подвергшихся репрессиям в годы Гражданской войны. Деньги на строительство часовни собирали всем миром.
Вспомнить об этом событии и помолиться о загубленных душах собрались у Свечи Памяти станичники. Перед собравшимися выступила заместитель главы района Ксения Константиновна Черкова, научный сотрудник музея Тамара Станиславовна Волженинова, местная поэтесса Ольга Юрьевна Сергань и протоиерей Алексий Самойленко. Все выступающие говорили о важности сохранения памяти о тех, кто погиб в горниле гражданской войны и репрессий для того, чтобы больше это не повторилось. Свои проникновенные стихи о расстреле прочитала Ольга Сергань, описав страшную сцену убийства мирных жителей.
Протоиерей Алексий сказал: «В истории нашего Отечества было много трагических событий. Из всего надо извлекать уроки, а для этого нужно иметь память, и то, что мы здесь собрались говорит о том, что мы имеем память. Много лет шли разговоры, что надо увековечить память невинноубиенных здесь на этом месте, год назад мы сделали это и это тоже память. Мы пришли сюда еще и для того, чтобы помолиться об упокоении их душ, проявить свою любовь к памяти своих предков».
Затем протоиерей Алексий совершил краткую заупокойную молитву за всех невинноубиенных и погребенных рядом со сквером на месте, где теперь находится стадион в сопровождении молитвенного пения церковного хора Свято-Покровского храма.
Минутой молчания и возложением цветов к памятных плитам у часовни Памяти почтили собравшиеся их память.